Выберите язык:

KazakhRussianEnglish

www.daru.kz

f95e609a

www.satr-training.kz

 

www.satr-edu.kz

satr-edu

Поиск

Счетчик посещений

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня40
mod_vvisit_counterВчера30
mod_vvisit_counterЗа неделю179
mod_vvisit_counterПрошлая неделя180
mod_vvisit_counterЗа месяц517
mod_vvisit_counterПрошлый месяц922
mod_vvisit_counterВсего3573220

Сейчас: 4
Ваш IP: 18.119.253.93
MOZILLA 5.0,
Сегодня: 19-04-2024 12:50

Рейтинг@Mail.ru

google

kazdidac logo

Наше оборудование


Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями PDF Печать E-mail

Об утверждении  Методических рекомендаций психолого-педагогического  сопровождения  детей с ограниченными   возможностями

 

 

В целях создания условий по оказанию равного доступа к  образовательным услугам детей с ограниченными возможностями  Приказываю:

 

  1. Утвердить прилагаемые «Методические рекомендации  психолого-педагогического  сопровождения  детей с ограниченными  возможностями»
  2. Департаменту дошкольного и среднего образования (Жонтаева Ж.А.) довести настоящий приказ до сведения областных, городов Астаны, Алматы управлений образования
  3. Опубликовать Методические рекомендации  психолого-педагогического  сопровождения  детей с ограниченными   возможностями  на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан
  4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра  Сарыбекова М.Н.

 

 

 

Министр Б. Жумагулов

 

 

Утверждены

Приказом Министра образования

и науки Республики Казахстан

№ 512 от  «12» декабря 2011 года

 

 

 

Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями

 

 

  1. 1. Общие положения

 

1. Настоящие рекомендации подготовлены для создания условий по оказанию равного доступа к  образовательным услугам путем организации психолого- педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями в  развитии  дошкольного и школьного возраста.

2. Психолого-педагогическое сопровождение  является особым видом помощи и поддержки ребенку, обеспечивающим его развитие в условиях образовательно-воспитательного процесса, и представляет собой целостную, системно организованную деятельность специалистов, которые создают социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и  развития каждого ребенка в соответствии с его возможностями и потребностями.

3. Основными задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

1) организация ранней коррекции нарушений развития детей                 (с момента выявления);

2) помощь (содействие) ребенку и его семье  в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;

3) психологическое обеспечение образовательных и воспитательных  программ;

4) развитие психолого-педагогической компетентности (психоло-гической культуры)  педагогов,  воспитанников, родителей;

5) мониторинг результативности коррекционно-развивающей, воспитательной работы и обучения ребенка (психолого-педагогический мониторинг).

4. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется на разных уровнях образования:

1) дошкольное образование – ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе;
2) начальная школа – определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитии творческих способностей каждого ученика с учетом индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей;

3) основная школа – сопровождение перехода ученика в основную школу, адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;

4) средняя школа – помощь ученику в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности.

5. Основными принципами психолого-педагогического сопровождения являются:

1) комплексный, междисциплинарный подход к решению любой проблемы развития ребенка;

2) непрерывность сопровождения развития ребенка в образовательном процессе;

3) информационно-методическое обеспечение процесса сопровождения;

4) социально-педагогическое и психологическое проектирование  (прогнозирование) сопровождающей деятельности;

5) активное привлечение родителей, педагогического и детского коллектива в мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями в развитии.

 

2. Организация психолого-педагогического сопровождения

 

6. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями в развитии  организуется на основании заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической консультации (далее –ПМПК) и может осуществляться как внутри организации образования штатными специалистами (специальным педагогом, психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом, специалистом ЛФК и другими), так и   вне организации образования специалистами специальных организаций  (кабинета психолого-педагогической коррекции, реабилитационного центра, кабинета коррекции и инклюзивного образования, а также педагогами специальных (коррекционных) организаций образования) на договорной основе.

7.  Психолого-педагогическое   сопровождение  детей с ограниченными возможностями внутри организации образования осуществляет  психолого-педагогический консилиум (далее - педконсилиум).

8.  Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями в развитии вне организации образования (в соответствии с рекомендациями  ПМПК) организует  и  контролирует специальный педагог (выполняющий функцию координатора).

9.  Основными          направлениями            психолого - педагогического

сопровождения   ребенка  являются:

1) комплексное  изучение  особенностей  психофизического  развития ребенка,  выявление потребностей в конкретных коррекционных психолого-педагогических мероприятиях;

2) разработка и реализация индивидуальной коррекционно-разви-вающей  программы, адекватной  возможностям и потребностям ребенка;

3) проведение индивидуальной, подгрупповой, групповой коррекционно - развивающей работы;

4) консультативная и просветительская деятельность;

5) научно-методическая деятельность (организация и проведение семинаров-практикумов, совещаний;  обобщение  опыта   работы в форме докладов, выступлений;  разработка методических рекомендаций);

6) осуществление психолого-педагогического мониторинга.

10. Разработка комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ  (ИРП)  осуществляется коллегиально всеми членами психолого-педагогического консилиума или внешней группой сопровождения.

При необходимости выполняется адаптация учебных программ  или составляются индивидуальные учебные программы по предметам учебного плана. Определение  содержания индивидуальных коррекционно-развивающих и учебных программ осуществляется с учетом уровня  интеллектуального развития,  индивидуальных особенностей, компенсаторных возможностей ребенка,  а не его возраста.

При организации образовательного процесса необходимо предусмотреть щадящий охранительно-педагогический режим (избегать требовании, превышающих возможности детей с проблемами в развитии, обучения без учета жизненных перспектив ребенка и практических потребностей, а также не занижать требования к каждому ребенку индивидуально).

Каждый член группы психолого-педагогического сопровождения должен соблюдать профессиональную этику, не распространять сведения, полученные в результате психолого-педагогического обследования, консультативной работы или других видов деятельности, если это может нанести вред ребенку или его семье.

11. Специалист сопровождения принимает участие в разработке образовательной программы учреждения, программы развития, проектировании  системы управления, проводит экспертизу и анализ планов учебной и воспитательной работы, решений, принимаемых педагогическими советами и руководством образовательных учреждений, а также текущего состояния образовательного процесса с точки зрения их психологической обоснованности и практической эффективности в развитии и воспитании личности и учебных групп, вносит соответствующие предложения руководству, отдельным работникам по управлению учреждением.

12.Педагог-дефектолог проводит углубленное обследование детей с ограниченными возможностями, определяет план коррекционно-развивающей работы с каждым ребенком, реализует его, прослеживает динамику развития воспитанников; оказывает организационно-методическую помощь педагогическим работникам по вопросам интегрированного обучения и воспитания детей.

13. Педагог-психолог проводит психокоррекционную работу с целью устранения выявленных отклонений:

- с детьми с нарушениями эмоциональной сферы проводит занятия по социально-эмоциональному развитию;

- с детьми, испытывающими трудности в общении – занятия по формированию коммуникативных умений;

-  с детьми, имеющими поведенческие нарушения – занятия, нормализующие поведенческие реакции.

Психолог оказывает психологическую помощь семьям детей с ограниченными возможностями в развитии, способствует поддержанию благоприятного психологического климата в коллективе организации образования.

14. Педагог-логопед выявляет речевые нарушения детей и проводит коррекционную работу по их преодолению, участвует в работе по развитию речевых навыков в общеобразовательной среде.

15. Учитель и воспитатель планируют, организуют и проводят образовательную работу по обеспечению полноценного психического развития детей на основе изучения их индивидуальных особенностей, интересов и способностей, осуществляют педагогическую деятельность в тесном контакте с педагогом-дефектологом и другими специалистами, участвующими в психолого-педагогическом сопровождении.

16. Музыкальный руководитель организует и осуществляет работу со всеми детьми по эстетическому и музыкальному воспитанию с учетом индивидуальных особенностей детей. Планирует различные виды деятельности коррекционной направленности: музыкально-дидактические игры, музыкально - ритмические движения, задания на ориентировку в пространстве и пр.

17. Инструктор ЛФК осуществляет физическое воспитание детей с учетом  их физической подготовленности, индивидуальных особенностей и состояния здоровья, приобщает детей к здоровому образу жизни, проводит с ними коррекционную работу, направленную на нормализацию дыхания, укрепление моторики, развитие зрительно-моторной координации и другие.

18. Педагогическому коллективу организации образования, осуществляющему обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями,   необходимо пройти обучение на курсах повышения квалификации по вопросам организации и осуществлению инклюзивного образования, знать основы специальной педагогики и психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями, методиках и технологиях организации образовательного процесса.

 

3. Условия психолого-педагогического сопровождения для  воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями

 

19. Основными условиями психолого-педагогического сопровождения являются:

1) создание адаптивной  и коррекционно-развивающей среды в организации образования, позволяющей обеспечить полноценную  личностную самореализацию детей и полноценное усвоение общеобразовательных и специальных образовательных программ;

2) создание надлежащих материально-технических условий для физического доступа и  обучения детей с ограниченными возможностями в развитии  (специальное оборудование, приспособления, вспомогательные и технические  средства, современные наглядно-дидактические материалы) в соответствии с нормативами минимальных  требований к материально-техническому и учебно-методическому оснащению и обеспечению организаций образования для детей с ограниченными возможностями в развитии;

3) оснащение кабинетов учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда, других специалистов, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение детей, коррекционно-развивающим оборудованием, средствами обучения (в том числе техническими), специальной учебно-методической и дидактической  литературой;

4) обеспечение библиотеки специальными образовательными и коррекционно-развивающими программами, специальной методической и учебной литературой.

20. Эффективность   психолого - педагогического  сопровождения определяется по данным психологической, педагогической, медицинской диагностики и по общим показателям:

1) удовлетворенность ребенка и родителей пребыванием в организации образования;

2) уверенность ребенка (тенденция к формированию позитивной, адекватной Я-концепции);

3)  способность ребенка к сотрудничеству с другими детьми (группы,  класса, детского сада, школы),  со взрослыми;

4) успешность в овладении адекватными возрастному этапу и особенностям ребенка видам деятельности.

21. Для определения эффективности психолого-педагогического сопровождения возможно использование метода катамнеза. Сбор данных организуется через полгода после начала психолого-педагогического сопровождения ребенка, а затем раз в год.

22.Примерная схема сбора катамнеза:

1) фамилия, имя ребенка;

2) возраст;

3) соматический статус;

4) психический статус;

5) приоритетные интересы в отношении к разным видам деятельности;

6) характер адаптации по мнению специалистов;

7) характер адаптации ребенка по мнению родителей.

23. Дети с ограниченными возможностями в развитии находятся с нормально развивающимися сверстниками постоянно на протяжении всего дня, за исключением времени коррекционных занятий. Независимо от степени выраженности нарушений они включаются в проведение воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий вместе с нормально развивающимися детьми.

 

4. Организация работы с родителями для психолого-педагогического сопровождения

 

24. Специалисты организации образования, обеспечивающие психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями в развитии,  организовывают работу с родителями в целях реализации широких потенциальных возможностей семьи в обучении и воспитании ребенка с ограниченными возможностями.

25. Основные  задачи  работы с семьей ребенка:

1) формирование у родителей адекватного отношения к своему ребенку, активной позиции к его воспитанию в семье;

2) оказание помощи родителям в овладении способами взаимодействия с ребенком, приемами и методами его воспитания и обучения в условиях семьи;

3) активное привлечение родителей к коррекционно-развивающей работе с детьми;

4) психолого-педагогическое просвещение родителей, изучение их психолого-педагогических потребностей.

26. Работа с родителями проводится в разнообразных формах:

- индивидуальные беседы и консультации;

- родительский лекторий;

- дни открытых дверей;

- семинары и другие мероприятия.

27. Родители (и иные законные представители) детей с ограниченными возможностями  вправе:

1) участвовать в разработке и реализации индивидуальных образовательных и коррекционных программ;

2) присутствовать на учебных и коррекционных занятиях;

3) получать консультативную помощь;

4) получать полную и достоверную информацию о результатах проведения коррекционно-развивающего и  образовательного процесса.

 

 

 

 

Обновлено 24.12.2012 20:14
 

В контакте

  

vk logo

Facebook

facebook 2

Twitter

twitter